Дата публикации: 07 июня 2019
В рамках Петербургского международного экономического форума президент Российской академии наук принял участие в сессии «Создавая будущее вместе». На сессии обсудили основные задачи для ведущих мировых экономик, которые помогут адаптировать бизнес и подготовить общество к изменениям в мире.
Александр Сергеев назвал три основные точки соприкосновения науки и бизнеса, которые могли бы существенно помочь устойчивому развитию экономического сектора и стран в целом.
Первый тезис звучит так: устойчивое развитие может быть обеспечено только в случае надежной обратной связи между наукой и рынком. В большинстве случаев бизнес интересуют работы в области прикладной науки. Но также очень важно, считает президент РАН, чтобы бизнес пошел «глубже» и обратился к фундаментальным и поисковым исследованиям.
- Та добавленная стоимость продукта, которая получается, если решение берется «глубоко» из науки, гораздо больше, чем в других ситуациях, - подчеркнул Александр Сергеев. – Может быть, эта проблема наиболее характерна только для нашей страны. Но при этом мы видим, что есть и такие компании, у которых возникает задача обратиться к фундаментальной науке: Сбербанк, BIOCAD.
Вторая важная задача – вместе научиться распознавать вызовы, стоящие перед разными странами, и вместе реагировать на них. Роль науки здесь огромна: эти вызовы (например, глобальное потепление) нужно правильно – научно – распознавать, верно определять причины явлений.
Третий вызов – образование. Сейчас идет речь о создании нового креативного общества – «Общества 5.0». Но как мы должны создавать это общество, как распознать креативно мыслящих людей – в этом вопрос. И наука может помочь на него ответить. Уже сегодня есть «генетические паспорта» спортсменов.
- Давайте действительно использовать наши знания, чтобы понимать, что такое – генетическая предрасположенность к креативной деятельности. И мне кажется, что на этом пути – на пути образования и подготовки кадров, – может быть, сейчас и находится то главное, что мы должны в ближайшие годы решить, чтобы войти эффективно в креативное общество.