Дата публикации: 02 февраля 2022
Выставка "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления" откроется в Музеях Московского Кремля в начале марта. Специальный корреспондент Всероссийского Портала «Молодой Специалист» Голубева Екатерина, узнала о масштабном международном проекте, который впервые расскажет российской публике подробную историю европейской дуэли, отраженную в памятниках XVI-XVII веков.
Дуэль зародилась задолго до поединков чести XVIII–XIX веков, хорошо известных благодаря русской классической литературе. В XVI–XVII столетиях под звуки скрещивающихся клинков и стоны умирающих складывались представления о важности защиты дворянской чести. Именно этому захватывающему времени и посвящена выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». Поединки той эпохи в основном знакомы современному человеку по романам Александра Дюма и многочисленным фильмам по их мотивам, изображающим дуэлянтов благородными героями. А вот реальные дуэли и дуэлянты известны намного меньше.
Погрузиться в мир дуэлей XVI–XVII веков помогут уникальные экспонаты, многие из них впервые выставляются в России и никогда прежде не встречались в одном выставочном пространстве. Всего на выставке представлено более ста сорока памятников – редких рисунков, гравюр, манускриптов, фехтовальных трактатов и оружия того времени из отечественных и зарубежных музеев и библиотек.
Дуэлям, наряду с военными и турнирными поединками, предшествовала средневековая традиция «Божьего суда». Считалось, что в судебном бою Бог помогает одержать победу стоящему за правое дело, даже если тот уступает противнику в силе, как произошло в ветхозаветной битве Давида и Голиафа. Дуэлянты считали, что преступление против чести подобно убийству, и виновный в нем заслуживает смерти, поэтому они имеют право на защиту чести в поединке.
Идея защиты чести не была чужда даже монархам, чтившим законы рыцарства. На выставке можно узнать о несостоявшейся дуэли между императором Священной Римской империи Карлом V и королем Франции Франциском I – в экспозиции представлены портреты коронованных рыцарей и принадлежавшие им великолепные доспехи и оружие. Знаковым для истории дуэлей стал последний судебный поединок во Франции, состоявшийся в 1547 г. между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатеньере. Уникальный портрет Жарнака также находится среди экспонатов выставки, как и рисунки, сохранившие для нас лица участников знаменитой дуэли миньонов – фаворитов короля Генриха III. Облик придворного дуэлянта XVI века можно представить благодаря изящным шпагам и ювелирным украшениям этого периода.
С поединками пытались бороться монархи, церковь и юристы, для которых дуэль была тяжким преступлением. Однако все они были вынуждены считаться с позицией аристократии, нередко бравшей дуэлянтов под свою защиту. Сами короли были воспитаны на рыцарской этике, считались первыми дворянами своих королевств и не могли игнорировать правила кодекса чести. Поэтому антидуэльная политика отличалась непоследовательностью — строгость законов, грозивших дуэлянтам смертной казнью с конфискацией имущества, компенсировалась их несоблюдением. Но в некоторых особо скандальных случаях дуэлянты подвергались реальному преследованию правосудия. В 1627 году вместе со своим секундантом был казнен французский аристократ Франсуа де Монморанси, граф де Бутвиль, чьи поединки отличались особой дерзостью и демонстративным презрением к законам. На выставке гравюра с портретом Бутвиля и опубликованная в XVII веке брошюра с рассказом о его казни соседствуют с мечом палача, а офорты прославленного художника Жака Калло с изображением сцен поединков – со шпагами, которые использовали на дуэлях знатные аристократы.
С появлением дуэлей неразрывно связано искусство фехтования, которому дворяне обучались с детства. Среди экспонатов – арсенал дуэльного оружия, а также фехтовальные трактаты самых известных учителей и мастеров XVI–XVII веков. Уникальные манускрипты с описаниями правил проведения поединков и приемов боя с разными видами оружия были заказаны Паулем Гектором Майром – страстным коллекционером оружия и учебников фехтования.
Борьба с дуэлями стала частью политики монархии по подчинению дворянства. Наибольшего успеха в этом достиг король Людовик XIV, которого даже провозгласили победителем дуэлей. В честь этой мнимой победы была выбита специальная медаль. Однако полностью искоренить дуэльный обычай ему не удалось. В правление Короля-Солнца дуэли стали более редкими и менее кровавыми, их скрывали от властей и проводили без свидетелей в укромных местах. Но сразу же после смерти французского монарха произошло несколько громких поединков, что ознаменовало новый этап в истории дуэли. Традиция поединков чести продолжила свое существование и постепенно исчезла только в XX веке.
Выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
Организаторы:
Музеи Московского Кремля
Участники:
Музеи Московского Кремля; Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург; Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург; Государственный исторический музей, Москва; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; Королевская коллекция, Великобритания; Королевская оружейная палата, Великобритания; Королевские коллекции, Национальное наследие, Королевская оружейная палата, Мадрид; Музей армии, Париж; Музей истории искусств, Вена; Музей Лувра, Париж; Национальная библиотека Австрии, Вена; Национальная библиотека Франции, Париж; Национальный музей замков Версаль и Трианон; Национальный музей Прадо, Мадрид; Национальный музей Ренессанса, замок Экуан; Российская государственная библиотека, Москва; Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
Экспозиция под названием "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления" откроется 4 марта.