Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Наталия Путиловская: «Петербургских педагогов в обиду не дам!»

Дата публикации: 18 марта 2021

Председатель Комитета по образованию Наталия Путиловская дала первое после назначения на должность интервью.


— Пандемия серьёзно отразилась на образовательном процессе в Петербурге. В комитете анализировали этот год с коронавирусом, проводили работу над ошибками?

— Не уверена, что проблемы, с которыми столкнулись все образовательные системы мира в период пандемии, можно считать ошибками. Но анализ того, как с проблемами справлялось образование Петербурга, конечно, был проведён — еще до меня. В четвертой четверти прошлого года, когда произошёл переход на дистанционное обучение, никто к этому формату не был готов. Образовательные платформы не выдерживали, учителям приходилось искать нужный цифровой материал, осваивать технику. Родители нервничали, потому что не понимали, как ребенок получает необходимые знания. Но за летний период новый опыт переосмыслили — и учебный год выстроили уже более чётко. Родителям дали возможность выбора: остаётся ребенок дома или посещает образовательные учреждения.

— Пандемия вскрыла некоторые проблемы в петербургском образовании, например косность учителей и их слабое владение гаджетами и техникой...

— Я абсолютно не согласна с такой оценкой и учителей в обиду не дам. Наоборот! Родители поняли, насколько важна роль учителя. Конечно, в любой профессии есть косность, но такому учителю лучше в системе образования не работать.

Вчера мы получили результаты рейтинга Рособрнадзора, где Петербург обогнал Москву по качеству образования и занял первое место. Это значит, наши, как вы считаете, косные учителя справились.

— Но педагогам было тяжело, в том числе потому, что не все из них умеют работать с гаджетами...

— Конечно, тяжело: гаджеты развиваются с огромной скоростью. Даже чтобы с 6-го айфона перейти на 12-й — надо учиться. Но не в этом суть, обучиться пользоваться гаджетами может каждый. Это всего лишь инструмент. А вот чему ты будешь ребёнка с помощью этого инструмента учить? Сможешь ли передать ему базовые ценности: отношение к людям, городу, нормы поведения, любить детей и родителей — это и есть задача учителя.

— С сентября в Москве вводилась полноценная дистанционка, в Петербурге обучение продолжалось очно. Можно ли говорить, что наши школы просто не готовы к онлайну?

— Давайте говорить честно: к полноценному дистанционному образованию пока не готов никто. И ещё большой вопрос: нужно ли нам дистанционное обучение в чистом виде? Разве может дистанционка заменить живое общение учителя и ученика? Петербургу удалось удержать очный формат обучения, и это огромное благо для всех — детей, родителей, педагогов. Но для тех, кто был не готов отправлять ребёнка в школу, был предоставлен дистанционный формат. Родители получили право выбора. Воспользовались этим правом 22 тысячи учеников — перешли на смешанный формат, остальных родители отправили в школы.

— После неудачного весеннего опыта можно понять, почему большинство выбрали занятия в классах...

— Весенний опыт и не мог быть удачным — это была вынужденная мера. Если поставить себя на место родителей, то, конечно, большинство из них за то, чтобы дети оставались в надёжных руках педагогов. Родителям нужно работать — пандемия и так финансово подкосила многие семьи. Но если ребёнок остаётся дома один, надо либо нанимать няню, либо привлекать бабушек. Поэтому наша модель смешанного обучения обеспечивает интересы не только детей, но и родителей.

Конечно, в огромной системе были жалобы. Учителя болели, производились замены. Но глобально, я считаю, система образования справилась с задачей.

— Есть мнение о том, что из-за пандемии и дистанционки не вся программа оказалась освоена, дети остались недоученными. Вы с этим согласны?

— Абсолютно нет. В четвертой четверти прошлого года были провалы в освоении образовательных программ — это правда. Но для того, чтобы ликвидировать эти пробелы, в первой четверти нового года в учебные планы были внесены изменения. Когда дети пришли в школу очно, они смогли восполнить знания из курса прошлого года. Рейтинг Рособрнадзора и Всероссийские проверочные работы показали, что уровень качества образования — достойный.

По гуманитарным предметам результаты очень высокие. Чуть пониже качество по естественно-научным предметам, у нас в Петербурге — по физике. Но мы вовремя увидели эту проблему, в учебные планы вносятся коррективы, и на физику особое внимание учителей и методистов уже обращено.

— Какие ещё проблемы в петербургской системе образования вы видите?

— Давайте называть это не проблемами, а задачами, которые нужно решать.

Если говорить про школы, то у нас явно видна дифференциация в качестве их работы. Есть школы, которые много лет дают высочайшие образовательные результаты, а есть учреждения со стабильно низким качеством образования. К таким «условно отстающим» мы относим сегодня 72 школы.

— Что такое низкие результаты? Оценки за ЕГЭ?

— Когда средний балл ЕГ

Поделиться: