Дата публикации: 12 декабря 2023
В Санкт-Петербургском университете состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурсного отбора на соискание премии имени БорисаПиотровскогоСПбГУ. В этом году она была присуждена двум проектам в области сохранения культурного наследия.
Награды победителям вручил проректор по научной работе СПбГУ Сергей Микушев. Он рассказал, что представленные конкурсантами проекты были совершенно различными по применявшимся технологиям и подходам. Участники занимались восстановлением книг, реставрацией статуй, реконструкцией фасадов — каждый проект был уникален по своей художественной ценности, поэтому выбирать лучшие было непросто. «Когда речь идет о сохранении культурного наследия, в работе применяются методы исследования или реставрации объектов, относящиеся к различным дисциплинам. Премия имени Пиотровского является уникальной — это один из тех случаев, когда мы оцениваем именно результат, а не процесс исследования», — отметил проректор.
«В текущей ситуации культурному наследию придается особое значение: оно представляет ценность с точки зрения трактовки истории и защиты нашей идентичности. Этот конкурс — вызов, направленный как на развитие деятельности в области музеологии, так и на сохранение материальных ценностей», — рассказал проректор по научной работе СПбГУ Сергей Микушев.
Решением жюри конкурса в номинации «За исследование в области сохранения культурного наследия» по проекту «Методы консолидации деструктированной древесины основы живописи» победителем объявлена художник-реставратор второй категории Государственного музея истории религии, ассистент-стажер Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Наталья Перова.
Исследование было посвящено сравнению консолидантов — составов, использующихся в качестве пропитки для укрепления поврежденной жуком-точильщиком древесины. Перед авторами стояла задача выявить особенности их применения. «Со временем деревянная основа икон или картин могла повреждаться, и, чтобы красочный слой не приходил в упадок, ее необходимо было укреплять. Раньше каждая реставрационная мастерская, как правило, пользовалась одним из составов просто по традиции, ? пояснила Наталья Перова. ? Мы сравнили основные физико-химические параметры выбранных консолидантов, изучили методики их использования и примеры практического применения. На тестовых образцах древесины выполнили ряд лабораторных исследований. Результаты нашей работы позволят реставраторам подобрать оптимальный состав для каждого конкретного произведения в зависимости от характера разрушений древесины и особенностей красочного слоя».
Художник поделилась, что реставрация является междисциплинарной наукой, поэтому в ходе исследования ей приходилось взаимодействовать с химиками и физиками, искать общий язык и учиться решать совместные задачи. Она добавила, что, погрузившись в тему, научилась формулировать более точные запросы для научного сообщества, что позволит в дальнейшем развивать это исследование. Наталья поблагодарила своего руководителя кандидата искусствоведения профессора кафедры реставрации живописи Филиппа Боброва и заведующего кафедрой реставрации живописи Академии художеств имени Ильи Репина Юрия Боброва за помощь в работе.
За достижение успехов в практической деятельности по сохранению объектов культурного наследия в проекте «Проведение реставрационной работы бюста академика Алексея Евграфовича Фаворского» награда была присуждена доцентам СПбГУ Михаилу Кинжалову и Николаю Ростовскому, а также художнику-реставратору второй категории Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Марии Кузнецовой.
Бюст основателя кафедры физической органической химии Алексея Евграфовича Фаворского занимает центральное место в здании Института химии СПбГУ: универсанты высоко ценят заслуги выдающегося ученого, принципиально изменившего подход к синтезу органических веществ. Поэтому студенты и преподаватели были обеспокоены тем, что его скульптурный портрет находился в невзрачном состоянии. Как рассказал Михаил Кинжалов, в начале 2000-х бюст даже не имел подписи. Тогда аспиранты своими силами отмыли памятник от пыли, брызг краски и оставшейся после пожара копоти, изготовили новую табличку, но для изготовления недостающих элементов требовалась участие профессионалов.
«На всех фотографиях мы видим Алексея Евграфовича в очках, и на бюсте они, вероятно, тоже были — на нем остались крепления, дужки и переносица. Скульпторы, с которыми мы консультировались, пояснили, что в их практике считается нормальным выполнить лишь эти элементы, поэтому, возможно, очков там и не предполагалось. Мы решили это выяснить», — рассказал доцент СПбГУ.
Информация о бюсте была скудной, на оборотной стороне находилась только надпись «Отлит в мастерских Академии художеств» и подпись — Михайлов. Поиски в библиотеке академии привели химиков СПбГУ к тому, что в то время в Ленинграде работали три мастера с такой фамилией, но счастливый случай помог установить автора той самой работы. В архиве семьи Фаворских нашлась фотография скульптора, работающего над глиняным бюстом, — это был Николай Васильевич Михайлов, который несколькими годами ранее вместе с коллегой воссоздал в Петергофе разрушенную скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва». Кроме того, теперь универсанты точно знали, что на скульптурном портрете Фаворского должны быть очки. Их воссоздала художник-реставратор Мария Кузнецова, также изготовившая очки для гипсового бюста, который находится в Иркутском институте органической химии имени А. Е. Фаворского Сибирского отделения РАН.
Для информации
Премия носит имя выдающегося советского востоковеда и археолога, директора Государственного Эрмитажа (1964?1990) Бориса Борисовича Пиотровского. Награда была учреждена в сентябре 2020 года и присуждается молодым специалистам один раз в два года за вклад в развитие научных исследований и реализацию проектов в сфере сохранения культурного наследия и музейного дела в Российской Федерации и за рубежом.
Полную историю восстановления очков на скульптурном портрете Алексея Фаворского вы можете узнать в журнале «Санкт-Петербургский университет» и в презентации.